Жемчуг на Руси

  1. Первые упоминания о жемчуге на Руси датируются десятым  веком. Жемчуг считался исконно русским украшением. Богаты жемчугом были: Волга до Симбирска, река Бирюч, Онежское  озеро,  реки  Валбужа, Галмужа, озера Водла, Вичи. Здесь встречался черный жемчуг. Белого  же  жемчуга  было  много в  новгородском  озере  Ильмень, в реках Зелейка, Вадула, в Онеге, Иксе, Варзуге, Вайге; в Вории — в губе Белого моря; в реках Ветлуге, Мсте, в Пселе, в Умбе; в озерах Прорва, Селигер, а река Муна дала много жемчуга высокого качества.
  2. Начиная с XI века, жемчугом стали украшать фрески, иконы, мозаики и предметы    религиозного культа. В 1562 году Иван Грозный дарит Соловецкому монастырю крест, украшенный драгоценными камнями, разноцветной филигранной эмалью и  обрамленный жемчугом. Мантия и шапка царя были сплошь усыпаны алмазами, рубинами, изумрудами и другими камнями, в том числе жемчужинами величиной с орех, а шапку царя украшали узоры из мелкого речного жемчуга.
  3. Лучший русский жемчуг назывался «скатным», то есть  круглым,  скатывающимся.  О  нем  говорили,  что он есть не что иное, как скатившиеся  с  зеркала  слезы  радости  или печали.  Правильный  сферический жемчуг  с  толстым перламутровым слоем  белого  и  серебристого  цвета, который «на блюдечке не стоит на месте» — чем дольше катился, тем выше была его стоимость. Жемчужины  неправильной  формы называли “рогатыми” или “угольчатыми”.
  4. В ХVII веке за жемчугом ходили почти, как за рыбой. На  Руси  было  известно более  150  жемчугоносных рек. «Есть губернии, как, например, Нижегородская,  в  которых  каждая крестьянка носит на шее, на головном уборе от 200 до 300, а иногда и до тысячи на12стоящих жемчужин».
  5. В ХVII веке Россия  ещё  не добывала в своих недрах ни золота, ни серебра, но каждая русская женщина была в жемчуге:  жемчуг  на  платье, жемчуг на головных уборах, на чоботах, на носовых платках. Россия была жемчужной страной. Иногда  на  картинах  классиков  19  века  можно  увидеть самых обычных русских женщин — крестьянок, мещанок, в  красивейших  кокошниках, украшенных  жемчугами,  в жемчужных ожерельях. Жемчуг  на  картинах  крупный, белый,  очень  красивый…  и прекрасно  от10теняет  красоту женщин русского севера.
  6. «На  образах  богородицы  и святых обыкновенно писаны только  лики  и  руки,  самое же платье покрыто золотой ризой. Наиболее уважаемые образа вместо риз покрыты сплошь  жемчугом  и  драгоценными камнями. Быть может, в одной Троицкой лавре жемчугу больше, чем во всей остальной Европе». (барон Гакстгаузен) Иностранцев ошеломляло обилие жемчуга в России.
  7.  До конца ХIХ века Россия занимала второе место в мире,  после Индии,  по экспорту речного жемчуга. Среди  европейских стран она имела самые богатые промыслы речного жемчуга. Жемчужные раковины водились в более чем двухстах реках Российской империи.
  8.  К жемчугу на Руси всегда относились с особой почтительностью. Его добывали только при радостном расположении духа, не допуская бранных слов и ссор. Искатели жемчуга отправлялись на промысел обязательно после бани и в чистой одежде. Считалось, что заниматься добычей жемчуга могут только люди с чистой душой.  Люди верили: ни дурных слов, ни дурных поступков, ни дурного запаха жемчуг не выносит. Не давался он и в руки жадным людям.
  9.  Особое значение для  речного жемчуга имеет качество воды. На Руси считали, что самый лучший жемчуг водиться в реках, богатых семгой, так как именно эта «царская рыба» и приносит раковинам жемчужины.
  10.  Жемчуг использовали в народном костюме и в женских украшениях. Праздничные одежды русских замужних женщин обязательно дополняли головные уборы — кокошники и кички. Завершали кичку поднизи (или очелье), которые  спускались на лоб, почти до бровей, в виде жемчужной бахромы или сетки. Длинные пряди из жемчуга, спускавшиеся с головного убора ( кокошника) на грудь  назывались «рясны». Иногда рясны подвешивал и к иконам, изображающим Богоматерь.
    icon

    Икона — список 14 века со знаменитой констатинопльской Одигитрии.

    kokoshnik

    Американское фото русского кокошника

     

пясы

 

 

 

 

 

 

 

 

Любимыми  женскими  украшений были также  «пясы» — праздничные серьги. Термин «пясы» известен с начала XVIII века в губерниях русского севера. Пясы делали из мелкого речного жемчуга, бисера.

 

 

Обязательной дdevichij-komplektеталью праздничного убранства головы девушки был косник (накосник). Это украшение девушка вплетала  в косу при помощи шнура, между прядями волос. Его также украшали речным жемчугом и бисером.

 

 

 

 

11. Шапки — старинный русский головной убор. Шапки были разных видов, названия и носили их как мужчины, так и женщины, цари и простолюдины. Царские были из шелковых и золотых тканей с нашитыми украшениями из драгоценных камней и жемчуга, с соболиной опушкой. Надевались царями такие шапки при торжественных выходах, а шапкой Мономаха венчали на царство.

 Царские шапки.

1. Шапка Мономаха (конец 13 — начало 14 века). Оружейная палата Кремля. Москва. Самый знаменитый царский головной убор. Этой шапкой венчали на царство русских царей вплоть до Федора Алексеевича (внук Михаила Федоровича Романова). К русскому князю Владимиру Мономаху (ок. 1053 — 1125), также как и к византийскому императору Константину IX Мономаху (ок. 1000 — 1055) эта шапка не имеет  никакого отношения.  Многие историки считают, что знаменитая шапка Мономаха была свадебным подарком Великому князю Московскому Юрию Даниловичу (внук Александра  Невского и старший брат Ивана Калиты) от золотоордынского хана Узбека. В 1317 году Великий князь женился на сестре хана, праправнучке хана Батыя. Она приняла православие и получила имя Агафья. Так московские князья впервые породнились с потомками Чингисхана.
2. Шапка Казанская 1562 г. Оружейная палата Кремля. Москва . Принадлежала Ивану IV Грозному. Связана с покорением и присоединением Казанского ханства к Русскому государству.  Нет точных сведений, кем и когда она была сшита.
3. Астраханская шапка 1627 г. Оружейная палата Кремля. Москва . Принадлежала царю Михаилу Федоровичу Романову. Работа Мастерских Московского Кремля.  При Михаиле Федоровиче Романове  ( первый царь из династии Романовых) было закончено покорение Астраханского ханства.
4. Шапка Сибирская «Алтабасная» ( так называли ткань, похожую на золотую парчу) 1684 г. Оружейная палата Кремля . Москва . Принадлежала царю Ивану Алексеевичу. Работа мастерских Московского Кремля
5. Шапка Мономаха Второго наряда Оружейная палата Кремля. Москва . Принадлежала царю Петру Алексеевичу ( Петр I). Работа мастерских Московского Кремля .
6. Шапка Алмазная для Ивана Алексеевича
7. Шапка Алмазная для Петра Алексеевича ( Перт I)  Обе шапки были изготовлены в 1680 г. в мастерских Московского Кремля.

Кокошник

 

485385_900

Картина К.Е. Маковского  «Девушка в жемчужном ожерельи»

Кокошник — старинный русский женский головной убор, который носили все сословия в допетровскую эпоху. Когда он появился на Руси  — точно не скажет никто. Петр I, когда стал вводит европейское платье в России, запретил его ношение для дворянства, но в крестьянской и купеческой среде он остался. Позже, специальным указам, Екатерина II разрешила носить кокошник при дворе, но только как элемент карнавального костюма. А потом была война с Наполеоном, небывалый подъем патриотизма, возвращение ко всему национальному, русскому. В 1834 году Николай I подписывает указ о придворном платье, которое должно быть дополнено кокошником (указ просуществовал вплоть до 1917 года). Конечно же платье и особенно кокошник в дворянской среде были «несколько другими», чем в крестьянской или купеческой ( во второй половине XIX века в моду у русской аристократии входят тиары-кокошники из золота, бриллиантов, жемчуга и драгоценных камней ).  В 1903 году в Зимнем дворце состоялся знаменитый костюмированный бал, где приглашенные были одеты в маскарадные костюмы русской истории XVII века.

92995164_5-min

Долорес Костелло 1903-1979 ( американская актриса немого кино, бабушка современной американской актрисы Дрю Бэрримор )

После революции 1917 года огромная часть русской аристократии оказалась в вынужденной эмиграции  (только Франция приняла около 150 тыс. человек). Это они привезли с собой в Европу и Америку моду на все русское ( ювелирные украшения, придворные платья, «Русский балет Дягилева»,  который вырос из «Русских сезонов» 1908 года и просуществовал до 1929 года ( до кончины С.П.Дягилева ). Так русская революция повлияла на европейскую и американскую моду в 20-е годы XX века. Одним из хорошо узнаваемых элементов стиля «а-ля рюсс»  был кокошник. В моду входит кокошник-венец, он становится неотъемлемым атрибутом подвенечного платья  в Европе и  Америке.
На Руси форма и украшения кокошника зависели от региона проживания.  Кокошники классифицируют по форме: однорогий, двурогий, в виде конуса, в виде шапочек, с плоским овальным верхом, двух гребенчатый или седлообразный. Кокошник делали из плотной основы, он пришивался к шапочке, а сзади спускались ленты. Кокошник украшали бисером, жемчугом, его тщательно хранили в семье и передавали по наследству. Поверх кокошника часто одевали шелковые или шерстяные платки, тонкое и легкое покрывало типа вуали, фаты.

size1

Однорогий кокошник ( картина К.Е. Маковского «Боярышня»)

Двурогий кокошник ( картина К.Е.Маковского)

Двурогий кокошник ( картина К.Е.Маковского «Боярышня у окна»)

0_1514b8_18f034bc_orig-min

Кокошник в виде шапочки ( картина К.Е.Маковского «Русская красавица в кокошнике»)

Povoynik-720x1033[1]

Повойник — старинный русский головной убор замужних женщин в виде легкой мягкой шапочки, поверх которой обычно надевали парадный головной убор

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>