Жемчуг на Руси

Первые упоминания о жемчуге на Руси датируются десятым веком. Жемчуг считался исконно русским украшением. Богаты жемчугом были: Волга до Симбирска, река Бирюч, Онежское озеро, реки Валбужа, озера Водла, Вичи. Здесь встречался черный жемчуг. Белого же жемчуга было много в новгородском озере Ильмень, в реках в Онеге, Иксе, Варзуге; в Вории — в губе Белого моря; в реках Ветлуге, Мсте, в Пселе, в Умбе; в озерах Прорва, Селигер, а река Муна дала много жемчуга высокого качества.

Начиная с XI века, жемчугом стали украшать фрески, иконы, мозаики и предметы религиозного культа. В 1562 году Иван Грозный дарит Соловецкому монастырю крест, украшенный драгоценными камнями, разноцветной филигранной эмалью и обрамленный жемчугом. Мантия и шапка царя были сплошь усыпаны алмазами, рубинами, изумрудами и другими камнями, в том числе жемчужинами величиной с орех, а шапку царя украшали узоры из мелкого речного жемчуга.

Лучший русский жемчуг назывался «скатным», то есть круглым, скатывающимся. О нем говорили, что он есть не что иное, как скатившиеся с зеркала слезы радости или печали. Правильный сферический жемчуг с толстым перламутровым слоем белого и серебристого цвета, который «на блюдечке не стоит на месте» — чем дольше катился, тем выше была его стоимость. Жемчужины неправильной формы называли “рогатыми” или “угольчатыми”.

В ХVII веке за жемчугом ходили почти, как за рыбой. На Руси было известно более 150 жемчугоносных рек. «Есть губернии, как, например, Нижегородская, в которых каждая крестьянка носит на шее, на головном уборе от 200 до 300, а иногда и до тысячи настоящих жемчужин».

«Портрет молодой женщины»  Василий Тимофеевич
«Портрет молодой женщины» Василий Тимофеевич Тимофеев (1835 —1914)

В ХVII веке Россия ещё не добывала в своих недрах ни золота, ни серебра, но каждая русская женщина была в жемчуге: жемчуг на платье, жемчуг на головных уборах, на чоботах, на носовых платках. Россия была жемчужной страной. Иногда на картинах классиков 19 века можно увидеть самых обычных русских женщин — крестьянок, мещанок, в красивейших кокошниках, украшенных жемчугами, в жемчужных ожерельях. Жемчуг на картинах крупный, белый, очень красивый… и прекрасно оттеняет красоту женщин русского севера.

Риза иконы «Богоматерь Владимирская»
Риза иконы «Богоматерь Владимирская» 1657 г. Золото, драгоценные камни, жемчуг; чеканка, скань, эмаль

«На образах богородицы и святых обыкновенно писаны только лики и руки, самое же платье покрыто золотой ризой. Наиболее уважаемые образа вместо риз покрыты сплошь жемчугом и драгоценными камнями. Быть может, в одной Троицкой лавре жемчугу больше, чем во всей остальной Европе». (барон Гакстгаузен) Иностранцев ошеломляло обилие жемчуга в России.
До конца ХIХ века Россия занимала второе место в мире, после Индии, по экспорту речного жемчуга. Среди европейских стран она имела самые богатые промыслы речного жемчуга. Жемчужные раковины водились в более чем двухстах реках Российской империи.

icon-2
icon

К жемчугу на Руси всегда относились с особой почтительностью. Его добывали только при радостном расположении духа, не допуская бранных слов и ссор. Искатели жемчуга отправлялись на промысел обязательно после бани и в чистой одежде. Считалось, что заниматься добычей жемчуга могут только люди с чистой душой. Люди верили: ни дурных слов, ни дурных поступков, ни дурного запаха жемчуг не выносит. Не давался он и в руки жадным людям. Особое значение для речного жемчуга имеет качество воды. На Руси считали, что самый лучший жемчуг водиться в реках, богатых семгой, так как именно эта «царская рыба» и приносит раковинам жемчужины.

icon
Икона — список 14 века со знаменитой констатинопльской Одигитрии

Жемчуг использовали в народном костюме и в женских украшениях. Праздничные одежды русских замужних женщин обязательно дополняли головные уборы — кокошники и кички. Завершали кичку поднизи (или очелье), которые спускались на лоб, почти до бровей, в виде жемчужной бахромы или сетки. Длинные пряди из жемчуга, спускавшиеся с головного убора ( кокошника) на грудь назывались «рясны». Иногда рясны подвешивал и к иконам, изображающим Богоматерь.

Любимыми женскими украшений были также «пясы» — праздничные серьги. Термин «пясы» известен с начала XVIII века в губерниях русского севера. Пясы делали из мелкого речного жемчуга, бисера.

earrings in Russia1-min-min
Серьги «двойчатки» и серьги «голубцы»
пясы
devichij-komplekt

Обязательной деталью праздничного убранства головы девушки был косник (накосник). Это украшение девушка вплетала в косу при помощи шнура, между прядями волос. Его также украшали речным жемчугом и бисером. Косники имели самую разнообразную форму.

Шапки — старинный русский головной убор. Шапки были разных видов, названия и носили их как мужчины, так и женщины, цари и простолюдины. Царские были из шелковых и золотых тканей с нашитыми украшениями из драгоценных камней и жемчуга, с соболиной опушкой. Надевались царями такие шапки при торжественных выходах, а шапкой Мономаха венчали на царство.

Оружейная палата, царские шапки
Оружейная палата Кремля, царские шапки
Шапка Мономаха
Шапка Мономаха

Шапка Мономаха (конец 13 — начало 14 века). Оружейная палата Кремля, Москва. Самый знаменитый царский головной убор. Этой шапкой венчали на царство русских царей вплоть до Федора Алексеевича (внук Михаила Федоровича Романова). К русскому князю Владимиру Мономаху (ок. 1053 — 1125), также как и к византийскому императору Константину IX Мономаху (ок. 1000 — 1055) эта шапка не имеет никакого отношения.

Шапка Казанская
Шапка Казанская

Шапка Казанская 1562 г. Оружейная палата Кремля, Москва. Принадлежала Ивану IV Грозному. Связана с покорением и присоединением Казанского ханства к Русскому государству. Нет точных сведений, кем и когда она была сшита.

Шапка Астраханская
Шапка Астраханская

Астраханская шапка 1627 г. Оружейная палата Кремля, Москва. Принадлежала царю Михаилу Федоровичу Романову. Работа Мастерских Московского Кремля. При Михаиле Федоровиче Романове ( первый царь из династии Романовых) было закончено покорение Астраханского ханства.

Шапка Сибирская «Алтабасная» ( так называли ткань, похожую на золотую парчу) 1684 г. Оружейная палата Кремля, Москва. Принадлежала царю Ивану Алексеевичу. Работа мастерских Московского Кремля

Шапка Мономаха Второго наряда Оружейная палата Кремля. Москва . Принадлежала царю Петру Алексеевичу ( Петр I). Работа мастерских Московского Кремля .

Шапка "Алмазная" царя Иоанна Алексеевича
Шапка Алмазная царя Иоанна Алексеевича

Шапка Алмазная царя Иоанна Алексеевича 1687 г. Москва, мастерские Кремля. Золото, серебро, турмалин, алмазы, мех. Литье, чеканка, эмаль. В ходе дворцовых интриг было приняло компромиссное решение — посадить на трон сразу двух братьев. Для братьев-соправителей в большой спешке создали два новых венца.

Шапка "Алмазная" царя Петра Алексеевича
Шапка Алмазная царя Петра Алексеевича

Шапка Алмазная царя Петра Алексеевича (Перт I) Москва, мастерские Кремля. Золото, серебро, шпинель, турмалины, изумруды, стекло, мех. Литье, чеканка, резьба, эмаль.

485385_900
Картина К.Е. Маковского «Девушка в жемчужном ожерельи»

Кокошник — старинный русский женский головной убор. Разновидностей кокошника существует множество (все зависело от обычаев и региона), но есть четыре основных — это однорогий, двурогий в виде полумесяца, конусообразный и в форме небольшой круглой шапочки. Традиция ношения кокошника существует с X века.
Самая популярная версия появления кокошника на Руси — византийская. Знатные дамы там украшали свои прически диадемами, которые закрепляли при помощи лент. Русь и Византия активно торговали, украшение русским девушкам понравилось, оттуда мол и пошла традиция венцов.

Основание кокошника делали из плотной бумаги и обтягивали дорогой тканью, украшали бисером, бусами, вышивкой, речным жемчугом и самоцветами. Этот нарядный головной убор одевали по особым случаям и бережно передавали от поколения к поколению.
Замужние женщины должны были покрывать голову и прятать волосы, поэтому у них кокошник был в форме шапочки, к которой крепился гребень в виде полумесяца. Кокошник носили по праздникам, а в будние дни замужняя женщина носила повойник. Незамужние девушки тоже носили подобные головные уборы, но они не закрывали волосы и назывались венцы.
Петр I запретил ношение кокошника барышням из дворянских семей, Екатерина II возродила эту традицию, правда только на маскарадах, а Николай I в 1834 году издал указ о новых придворных платьях и ношение кокошника стало обязательным. Указ действовал до 1917 года.
Возможно благодаря «Русским сезонам» С.П. Дягилева в Париже, а потом и русской эмиграции после 1917 года, а может потому, что русский императорский дом носил кокошники, Европа подхватила эту традицию. В 30-е годы прошлого века кокошник стал неотъемлемой частью свадебных нарядов. Многие диадемы и тиары, известных ювелирных домов Европы того времени, были созданы в форме кокошника.

size1
Однорогий кокошник ( картина К.Е. Маковского «Боярышня»)
Двурогий кокошник ( картина К.Е.Маковского «Боярышня у окна»)
Povoynik-720x10331
Повойник — старинный русский головной убор замужних женщин в виде легкой мягкой шапочки, поверх которой обычно надевали парадный головной убор
0_1514b8_18f034bc_orig-min
Кокошник в виде шапочки ( картина К.Е.Маковского » Русская красавица в кокошнике»)

Идея бала принадлежала императрице Александре Федоровне — устроить бал в костюмах эпохи первых Романовых XVII веке. Бал проходил в два этапа — 11 февраля, с девяти вечера и до трех утра и 13 февраля.
Николай II предстал перед знатью в выходном платье царя Алексея Михайловича Романова, императрица Александра Федоровна была одета как царица Мария Ильинична Милославская.
По желанию императрицы лучшие фотографы Санкт-Петербурга сделали одиночные портреты участников бала-маскарада и групповые фотографии.
Дамы были одеты в костюмы боярынь, в сарафанах и кокошниках, а мужчины в костюмы стрельцов и сокольничих.

Catherine_II_in_russian_costume
Портрет Екатерины II (1729-1796) в русском маскарадном костюме Стефано Торелли (1712–1784)

Петр Великий своим указом в 1698 г. запретил дворянству и горожанам носить русский костюм и ввел европейское платье. Екатерина II разрешила носить народный костюм во время маскарада и была тому примером. Уважение ко всему русскому было частью её государственной политикой.

В пятнадцать лет в феврале 1744 году София-Августа Фредерика Ангальт-Цербстская (будущая Екатерина Великая) вместе с матерью приехала в Россию. Она была выбрана Елизаветой Петровной в жены будущему императору Петру III Фёдоровичу (урожденный Карл Петер Ульрих Гольштейн-Готторпский — внук Петра I и сын его дочери Анны). 21 августа (1 сентября) 1745 года молодые были обвенчаны.

Сразу после приезда в Россию Екатерина стала изучать русский язык и историю страны, православные обряды и традиции. Она воспринимала Россию, как свою новую родину, ей было интересно всё. Она занималась самообразованием, много читала, к тому же будущий император абсолютно не интересовался своей молодой женой.
В январе 1762 года, после кончины Елизаветы Петровны, Петр III вступил на престол Российской империи. Его царствование длилось 186 дне

ekaterinaII-min
Вигилиус Эриксен Портрет Екатерины II в профиль, 1762 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Насколько двор любил Елизавету Петровну, настолько двор не выносил Петра III с его любовью ко всему прусскому и пренебрежению ко всему русскому. Его считали невежественным и неспособным к правлению. Он не любил Россию, его кумиром была Пруссия и Фридрих II. Как мог относиться к такому императору офицерский корпус — только отрицательно. К тому же он поделился с окружающими планами о реформе церковных обрядов.

В результате — дворцовый переворот 1762 г. Петр III был свергнут, а на престол взошла его жена с именем Екатерина II. В своем манифесте о вступлении на престол она укажет, что снованием для смещения Петра стала его попытка изменить государственную религию (а Екатерина, в отличии от Петра, исправно посещала церковные службы) и мир с Пруссией (отказ от всех завоеванных Россией территорий в ходе Семилетней войны).

За годы своего правления (1762-1796), Екатерина II раздвинула границы империи — три раздела Речи Посполитой, присоединение Крыма и Причерноморья, Грузии (Георгиевский трактат); упразднила гетманство на Украине и расформировала Запорожскую Сечь, изъяла церковные земли в пользу государства (секуляризация), ввела новое административно-территориальное деление страны, которое просуществовало до 1917 года, создала ряд новых учебных заведений, в том числе Смольный институт благородных девиц. При ней появились Эрмитаж и Публичная библиотека в Санкт-Петербурге

d3ffb20940475d22957c0e196ba5acb8-min
Портрет Екатерины II в шугае и кокошнике 1769 г. Вигилиус Эриксен (1722-1782) датский живописец
Эрмитаж, Санкт-Петербург
Шугай — старинная русская национальная женская одежда (верхняя одежда типа приталенной кофты)

Сенат присвоил ей официальное звание Матери Отечества, а в народе её называли — Матушка Екатерина.
Императрица была страстной ценительницей драгоценностей. У неё было огромное количество ювелирных изделий и хотя она отдавала предпочтение бриллиантам, думаю, что в украшениях из жемчуга она также знала толк. На портрете Екатерины II в шугае и кокошнике жемчужное ожерелье императрицы стоит состояние. Жемчуга много, очень много и крупного жемчуга…

Павел в детстве, сын Екатерины II и Петра III

Изображение 7 из 7

Портрет великого князя Павла Петровича в детстве. 1761 г., художник Ф. С. Рокотов

В декабре 2018 года аукционном домом Christie’s, за 1,1 миллиона долларов, было продано трехниточное жемчужное ожерелье из натурального жемчуга когда-то принадлежавшее семье Додж. Ожерелье состояло из 224 круглых жемчужин размером от 4,2 до 10,25 мм. Цвет жемчуга самый популярный — белый, со слегка розоватым или желтоватым оттенком.
Три нити были предложены в двух отдельных ожерельях. Двухрядное колье украшено 86 и 76 натуральными жемчужинами, однорядное колье украшено 62 натуральными жемчужинами. Застежки украшены бриллиантами старой огранки в платиновой оправе (одна из бриллиантовых застежек была создана Картье ещё в 1920 году).

Легенда гласит, что когда-то это ожерелье принадлежало Екатерине Великой. Оригинальное ожерелье состояло из 5 нитей и 389 жемчужин весом 4305 гран и было куплено парижским магазином Картье. Почему решили, что оно принадлежало русской императрице — застежкой ожерелья была эмалевая миниатюра, изображающая Екатерину Великую. Точное происхождение ожерелья проверить трудно, но Пьер Картье приобрел большое количество русских императорских украшений и ювелирных изделий русской аристократии после революции 1917 года.

Жемчуг был высококачественный и дорогой. Особенностью этого природного жемчуга была поразительно правильная сферическая форма каждой жемчужины. Картье отправил его в свой американский офис в Нью-Йорк. В 1920 году ожерелье было куплено Горацием Элджином Доджем, одним из основателей автомобильной компании Dodge, за 825 000 долларом для своей жены. Украшение было универсальным, так как благодаря двум бриллиантом застежкам можно было менять стиль изделия.
В том же 1920 году Анна Томсон подарила ожерелье своей дочери Дельфине, носила она его крайне редко, а в 1942 году безвременно скончалась и ожерелье вновь вернулось к Анне Томсон Додж. В 1968 году, за два года до смерти, Анна Томсон дарит ожерелье своей внучке и оно уже тогда состояло из трех нитей (судя по портрету).

Анна Томпсон Додж
Анна Томпсон Додж

В семье ожерелье оставалось до декабря 2008 года, далее ожерелье из трех нитей (224 жемчужин) было продано на аукционе Bonham’s в Нью-Йорке за 600 000 долларов. Личность покупателя не разглашалась. В 2018 году, через 10 лет, ожерелье вновь появилось на аукционе.

жемчужное ожерелье Додж
Слева— ожерелье Анны Томпсон Додж на аукционе Christie’s в 2018 г., справа — ожерелье на аукционе Bonham’s в 2008 г.

Конечно же императрица Екатерина Великая любила ювелирные украшения, но её фаворитами были бриллианты. Жемчуг обожала Александра Федоровна, жена последнего русского императора. Александр III подарил своей невестке нить из 289 жемчужин. В разных вариантах эту нить можно видеть на её портретах.

Александра Федоровна
Слева — портрет императрицы Александры Федоровны, художник Жан-Жозеф Бенжамен-Констан (1845–1902), справа — российская царица Александра Федоровна, около 1900 г., австро-венгерский художник Йозеф Арпад Коппай (1859-1927)
patriarch_Nikon_min
Патриарх Никон (Никита Минов) 1605-1681
Патриарх Московский и всея Руси (1652-1667 гг.)
Портрет работы художника Виктора Викторовича Шилова

Шестой Патриарх Московский и всея Руси, реформатор церкви. Никон ввел троеперстное вместо двуперстного крестного знамения, изменил порядок литургии, начал исправлять богослужение и церковные книги по греческим образцам. Именно церковные реформы Патриарха Никона породили старообрядческий раскол.

Родился в деревне Вельдеманов близ Нижнего Новгорода в крестьянской семье. Слишком рано умирает мать Никиты и отец жениться вторично. Отношения с мачехой не задались. Она не просто не любила Никиту, но часто била и оговаривала его перед отцом. По желанию Никита стал учиться грамоте и Священному Писанию и чтобы продолжить учебу ушел в Макариев-Желтоводский монастырь.

Перед смертью отца, он возвращается в отчий дом, а после похорон попытается вернуться в монастырь. Родня уговаривает его остаться в деревне и жениться. Никита женится и принимает сан сельского священника. Все трое его детей умирают один за другим в младенческом возрасте и видя в этом знак свыше, он уговаривает жену уйти в монастырь, сам же направляется в Анзерский скит на Белом море, суровое место. Там он задержался недолго так как повздорил с братией, скитался по Северу, пока не попал в Кожеозерский монастырь, где в 1643 году становится настоятелем. К этому времени он стал одним из известных церковных полемистов. Через три года он едет в Москву и производит на 16-летнего царя Алексея Михайловича (1629-1676, второй русский царь из династии Романовых) глубочайшее впечатление своими знаниями. Царь назначает его архимандритом родового монастыря Романовых — Ново-Спасского. В 1649 году избран митрополитом в Новгороде. В 1652 году Никон занимает патриарший престол.

parsuna-min
Парсуна «Патриарх Никон с братией Воскресенского монастыря». Прижизненный портрет Патриарха Никона.
Парсуна — ранний жанр портрета в Русском государстве.

Поощрял церковное строительство. При нем были заложены: Воскресенский монастырь под Москвой, именуемый «Новым Иерусалимом», Иверский Святоозерский на Валдае и Кий-островский Крестный на острове Кий (Онежская губа Белого моря). При активном содействии Патриарха Никона в 1654 году состоялось воссоединение Украины с Россией. Основал Патриаршую библиотеку.
Проявил себя как властный, строптивый и непримиримый глава Церкви. Считал, что церковная власть если и не главенствует, то стоит наравне с царской, за что и впал в немилость
В 1658 г. выказывая свое недовольство патриархом, царь перестает посещать его службы. Оскорбленный Никон удаляется в Воскресенский монастырь и ждет, что царь приедет просить о возвращении. В 1666-1667 в Москве состоялся церковный собор отрешивший Никона от патриаршества. Против реформ выступит протопоп Аввакум и его сторонники.

Никон был заточён в Ферапонтов монастырь, затем условия содержания ужесточили и перевели его в Кирилло-Белозерский монастырь. И только новый царь — Фёдор Алексеевич (1661-1682), простил патриарха. Уже умирающего Никона повезут в его родной Воскресенский монастырь, по дороге он умирает.

Саккос ( с греч. – мешок) — верхнее архиерейское богослужебное облачение в виде широкой рубахи с длинными рукавами. Символом высшей церковной власти.

Саккос патриарха Никона, 1654 год. Аксамит двойной петельчатый, золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, шитье, чернь. Оружейная палата Московского Кремля. Декоративное шитье, украшающее одежду, перенесено с саккос митрополита Дионисия, сделанного по указу Ивана Грозного в 1583 году в Царицыной палате. Общий вес саккоса превышает 15 килограмм — значительный вес самой ткани, изобилие речного жемчуга, золота и драгоценный камней.

patriarch sakkos_3-min
Саккос патриарха Никона 1655 г. Холст, золотые нити, жемчуг.
patriarch sakkos_4-min
Саккос 1672-1673 гг Принадлежал патриарху Питириму.
sakkos-patriarkha_1-min
Саккос «Коломенский». Саккос был подарен царской семьей патриарху Никону в мае 1653 года. Атлас, жемчуг, золотые нити, драгоценные камни. Государственная Оружейная палата Московского Кремля.
patriarch sakkos _2-min
Саккос 1583 г. Принадлежал митрополиту Дионисию. Атлас, жемчуг, шелковая узорчатая ткань (камка)

Митра — головной убор священника Православной и Римско-католической церкви. Она должна подчеркивать торжественность и величие церковной службы. Митра знаменует собой терновый венец Иисуса Христа.

spiritual maze icon
Центральная Россия. Конец XVIII — первая треть XIX века. Икона «Лабиринт духовный»
Холст, масло

Впервые в жизни видела такую икону. В аннотации написано, что икона относится к символико-дидактическому направлению в иконописи, известному в русском религиозном искусстве с XVI века. Икона «Лабиринт духовный» отражает представление о земном пути души человека с помощью образа лабиринта.
В центре иконы изображен лабиринт, из которого два выхода ведут вверх, в жизнь вечную, и одиннадцать — вниз, в геенну огненную. Внутри лабиринта круг, где представлены начало и конец пребывания человека на земле. Жизненный путь человека изображен лестницей, по которой спускаются и поднимаются мужчина и женщина. Надписи указывают их возраст: от 1 года до 90 лет.

Под лабиринтом изображена преисподняя, куда низвергаются души грешников в виде обнаженных фигурок. Написаны наименования грехов (блуд, сребролюбие, убийство, гнев…). Преисподняя населена демонами, но между ними мы видим Ангелов, извлекающих раскаявшиеся души.
Над лабиринтом изображено Царство Небесное с Градом Иерусалимом Новым, к стенам которого приближаются души праведников в виде двух отроков, сопровождаемых Ангелами. В небе над Новым Иерусалимом — Дух Святой в виде голубя, Пресвятая Богородица и святой Иоанн Предтеча, обращенные к Господу с молитвенным ходатайством о спасении человечества.

Золото (из собрания Музеев Московского Кремля, непостоянная экспозиция)

Золото — металл, который занимает первое место в ряду драгоценных металлов на протяжении столетий. «Вечный» металл.
А ведь у России до ХVIII века не было собственных месторождений золота. Его основным источником в казну были иностранные монеты — венецианские и германские дукаты, голландские и венгерские червонцы, и золотые предметы (посуда, ювелирные изделия), и всё благодаря торговли. Попытки найти золотую руду предпринимались с ХV века ещё при Иване III. В начале ХVII века снаряжали специальные экспедиции на реки Печору, Волгу, Каму, Чусовую, но ни золота ни серебра не было найдено.
Разработка собственных месторождений началась в только в ХVIII веке. Первое отечественное золото было добыто в Забайкалье, в Нерчинске. В 1735 году началась добыча на Алтае. В 1745 году обнаружено месторождение на Урале (Березовское), а далее на протяжении ХVIII — XIX веков открывались все новые и новые месторождения. В XIX веке добыча золота велась по всей Сибири частными компаниями.
Со второй половины XIX века Россия уже не испытывала необходимости в привозном золоте, более того, она стала его экспортером. В XX веке, в советский период, страна по золотодобыче занимала второе место в мире.
Россия в 2023 году заняла третье место в мире по добыче золота.

 

Один комментарий к “Жемчуг на Руси

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *