Жемчуг на Руси

  1. Первые упоминания о жемчуге на Руси датируются десятым  веком. Жемчуг считался исконно русским украшением. Богаты жемчугом были: Волга до Симбирска, река Бирюч, Онежское  озеро,  реки  Валбужа, Галмужа, озера Водла, Вичи. Здесь встречался черный жемчуг. Белого  же  жемчуга  было  много в  новгородском  озере  Ильмень, в реках Зелейка, Вадула, в Онеге, Иксе, Варзуге, Вайге; в Вории — в губе Белого моря; в реках Ветлуге, Мсте, в Пселе, в Умбе; в озерах Прорва, Селигер, а река Муна дала много жемчуга высокого качества.
  2. Начиная с XI века, жемчугом стали украшать фрески, иконы, мозаики и предметы    религиозного культа. В 1562 году Иван Грозный дарит Соловецкому монастырю крест, украшенный драгоценными камнями, разноцветной филигранной эмалью и  обрамленный жемчугом. Мантия и шапка царя были сплошь усыпаны алмазами, рубинами, изумрудами и другими камнями, в том числе жемчужинами величиной с орех, а шапку царя украшали узоры из мелкого речного жемчуга.
  3. Лучший русский жемчуг назывался «скатным», то есть  круглым,  скатывающимся.  О  нем  говорили,  что он есть не что иное, как скатившиеся  с  зеркала  слезы  радости  или печали.  Правильный  сферический жемчуг  с  толстым перламутровым слоем  белого  и  серебристого  цвета, который «на блюдечке не стоит на месте» — чем дольше катился, тем выше была его стоимость. Жемчужины  неправильной  формы называли “рогатыми” или “угольчатыми”.
  4. В ХVII веке за жемчугом ходили почти, как за рыбой. На  Руси  было  известно более  150  жемчугоносных рек. «Есть губернии, как, например, Нижегородская,  в  которых  каждая крестьянка носит на шее, на головном уборе от 200 до 300, а иногда и до тысячи на12стоящих жемчужин».
  5. В ХVII веке Россия  ещё  не добывала в своих недрах ни золота, ни серебра, но каждая русская женщина была в жемчуге:  жемчуг  на  платье, жемчуг на головных уборах, на чоботах, на носовых платках. Россия была жемчужной страной. Иногда  на  картинах  классиков  19  века  можно  увидеть самых обычных русских женщин — крестьянок, мещанок, в  красивейших  кокошниках, украшенных  жемчугами,  в жемчужных ожерельях. Жемчуг  на  картинах  крупный, белый,  очень  красивый…  и прекрасно  от10теняет  красоту женщин русского севера.
  6. «На  образах  богородицы  и святых обыкновенно писаны только  лики  и  руки,  самое же платье покрыто золотой ризой. Наиболее уважаемые образа вместо риз покрыты сплошь  жемчугом  и  драгоценными камнями. Быть может, в одной Троицкой лавре жемчугу больше, чем во всей остальной Европе» (барон Гакстгаузен). Иностранцев ошеломляло обилие жемчуга в России.
  7.  До конца ХIХ века Россия занимала второе место в мире,  после Индии,  по экспорту речного жемчуга. Среди  европейских стран она имела самые богатые промыслы речного жемчуга. Жемчужные раковины водились в более чем двухстах реках Российской империи.
  8.  К жемчугу на Руси всегда относились с особой почтительностью. Его добывали только при радостном расположении духа, не допуская бранных слов и ссор. Искатели жемчуга отправлялись на промысел обязательно после бани и в чистой одежде. Считалось, что заниматься добычей жемчуга могут только люди с чистой душой.  Люди верили: ни дурных слов, ни дурных поступков, ни дурного запаха жемчуг не выносит. Не давался он и в руки жадным людям.
  9.  Особое значение для  речного жемчуга имеет качество воды. На Руси считали, что самый лучший жемчуг водиться в реках, богатых семгой, так как именно эта «царская рыба» и приносит раковинам жемчужины.
  10.  Жемчуг использовали в народном костюме и в женских украшениях. Праздничные одежды русских замужних женщин обязательно дополняли головные уборы —кокошники и кички. Завершали кичку поднизи (или очелье), которые  спускались на лоб, почти до бровей, в виде жемчужной бахромы или сетки. Длинные пряди из жемчуга, спускавшиеся с головного убора ( кокошника) на грудь  назывались «рясны». Иногда рясны подвешивали к иконам, изображающим Богоматерь.
    icon

    Икона — список 14 века со знаменитой констатинопльской Одигитрии.

    kokoshnik

    Американское фото русского кокошника

     

пясы

 

 

 

 

 

 

 

 

Любимыми  женскими  украшений были также  «пясы» — праздничные серьги. Термин «пясы» известен с начала XVIII века в губерниях русского севера. Пясы делали из мелкого речного жемчуга, бисера. Некоторые серьги на Руси имели интересные названия. Серьги и изображением птиц — голубей — назывались «голубцы», серьги с одной подвесочкой — «одинцы», с двумя — «двойчатки», с тремя — «тройчатки».

 

earrings in Russia1-min-min

Серьги «двойчатки» и серьги «голубцы»

devichij-komplekt

 

Обязательной деталью праздничного убранства головы девушки был косник (накосник). Это украшение девушка вплетала  в косу при помощи шнура, между прядями волос. Его также украшали речным жемчугом и бисером.

 

 

 

 

11. Шапки — старинный русский головной убор. Шапки были разных видов, названия и носили их как мужчины, так и женщины, цари и простолюдины. Царские были из шелковых и золотых тканей с нашитыми украшениями из драгоценных камней и жемчуга, с соболиной опушкой. Надевались царями такие шапки при торжественных выходах, а шапкой Мономаха венчали на царство.

 Царские (золотые) шапки — семь уникальных венцов

1. Шапка Мономаха (конец 13 — начало 14 века). Оружейная палата Кремля. Москва. Самый знаменитый царский головной убор. Этой шапкой венчали на царство русских царей вплоть до Федора Алексеевича (внук Михаила Федоровича Романова). К русскому князю Владимиру Мономаху (ок. 1053 — 1125), также как и к византийскому императору Константину IX Мономаху (ок. 1000 — 1055) эта шапка не имеет  никакого отношения.  Многие историки считают, что знаменитая шапка Мономаха была свадебным подарком Великому князю Московскому Юрию Даниловичу (внук Александра  Невского и старший брат Ивана Калиты) от золотоордынского хана Узбека. В 1317 году Великий князь женился на сестре хана, праправнучке хана Батыя. Она приняла православие и получила имя Агафья. Так московские князья впервые породнились с потомками Чингисхана.
Впервые шапкой Мономаха был венчан в 1498 году внук Ивана III Дмитрий. Конец XV века — это не только освобождение от монголо-татарского ига. Иван III посчитал нужным подчеркнуть возросшую мощь страны венчанием на престол своего внука Дмитрия. Для этого акта и была использована шапка Мономаха.
В 1547 году венчался на царство шапкой Мономаха Иван IV Грозный.
2. Шапка Казанская 1562 г. Оружейная палата Кремля. Москва . Принадлежала Ивану IV Грозному. Связана с покорением и присоединением Казанского ханства к Русскому государству.  Нет точных сведений, кем и когда она была сшита.
Посол германского императора Максимилиана II Ганс Кобенцель, побывавший в Москве в 1576 году, утверждал, нарядный головной убор Ивану IV по своей ценности превосходил короны испанского, французского, венгерского королей.
3. Астраханская шапка 1627 г. Оружейная палата Кремля. Москва . Принадлежала царю Михаилу Федоровичу Романову. Работа Мастерских Московского Кремля.  При Михаиле Федоровиче Романове  (первый царь из династии Романовых) было закончено покорение Астраханского ханства.
4. Шапка Сибирская «Алтабасная» (так называли ткань, похожую на золотую парчу) 1684 г. Оружейная палата Кремля . Москва . Принадлежала царю Ивану Алексеевичу. Работа мастерских Московского Кремля
5. Шапка Мономаха Второго наряда Оружейная палата Кремля. Москва . Принадлежала царю Петру Алексеевичу ( Петр I). Работа мастерских Московского Кремля . Этот венец имеет такую же форму, как и шапка Мономаха, но поверхность у него гладкая, украшена драгоценными камнями и отдельными жемчужинами.
6. Шапка Алмазная для Ивана Алексеевича
7. Шапка Алмазная для Петра Алексеевича ( Перт I)  Обе шапки были изготовлены в 1682-1689 г. в мастерских Московского Кремля.

Кокошник

 

485385_900

Картина К.Е. Маковского  «Девушка в жемчужном ожерельи»

Кокошник — старинный русский женский головной убор, который носили все сословия в допетровскую эпоху.
Когда он появился на Руси  — точно не скажет никто. Петр I, когда стал вводит европейское платье в России, запретил его ношение для дворянства, но в крестьянской и купеческой среде он остался. Позже, специальным указам, Екатерина II разрешила носить кокошник при дворе, но только как элемент карнавального костюма. А потом была война с Наполеоном, небывалый подъем патриотизма, возвращение ко всему национальному, русскому. В 1834 году Николай I подписывает указ о придворном платье, которое должно быть дополнено кокошником (указ просуществовал вплоть до 1917 года). Конечно же платье и особенно кокошник в дворянской среде были «несколько другими», чем в крестьянской или купеческой ( во второй половине XIX века в моду у русской аристократии входят тиары-кокошники из золота, бриллиантов, жемчуга и драгоценных камней ).  В 1903 году в Зимнем дворце состоялся знаменитый костюмированный бал, где приглашенные были одеты в маскарадные костюмы русской истории XVII века.

92995164_5-min

Долорес Костелло 1903-1979 ( американская актриса немого кино, бабушка современной американской актрисы Дрю Бэрримор )

После революции 1917 года огромная часть русской аристократии оказалась в вынужденной эмиграции  (только Франция приняла около 150 тыс. человек). Это они привезли с собой в Европу и Америку моду на все русское ( ювелирные украшения, придворные платья, «Русский балет Дягилева»,  который вырос из «Русских сезонов» 1908 года и просуществовал до 1929 года ( до кончины С.П.Дягилева ). Так русская революция повлияла на европейскую и американскую моду в 20-е годы XX века. Одним из хорошо узнаваемых элементов стиля «а-ля рюсс»  был кокошник. В моду входит кокошник-венец, он становится неотъемлемым атрибутом подвенечного платья  в Европе и  Америке.
На Руси форма и украшения кокошника зависели от региона проживания.  Кокошники классифицируют по форме: однорогий, двурогий, в виде конуса, в виде шапочек, с плоским овальным верхом, двух гребенчатый или седлообразный. Кокошник делали из плотной основы, он пришивался к шапочке, а сзади спускались ленты. Кокошник украшали бисером, жемчугом, его тщательно хранили в семье и передавали по наследству. Поверх кокошника часто одевали шелковые или шерстяные платки, тонкое и легкое покрывало типа вуали, фаты.

size1

Однорогий кокошник ( картина К.Е. Маковского «Боярышня»)

Двурогий кокошник ( картина К.Е.Маковского)

Двурогий кокошник ( картина К.Е.Маковского «Боярышня у окна»)

0_1514b8_18f034bc_orig-min

Кокошник в виде шапочки ( картина К.Е.Маковского «Русская красавица в кокошнике»)

Povoynik-720x1033[1]

Повойник — старинный русский головной убор замужних женщин в виде легкой мягкой шапочки, поверх которой обычно надевали парадный головной убор

Шитье жемчугом

031-minsewing with pearls

Шитье жемчугом

Русские одежды издавна отделывались цветными вышивками, кружевом. Тогда каждая русская женщина умела вышивать, ведь в знаменитом «Домострое», книги XVI века, жена обязана была быть хорошей рукодельницей (первая жена Ивана Грозного — царица Анастасия, была искусна в вышивке).
Женщины знали много вышивальных швов: вышивка «вприкреп», «шитьем на чеканное дело», «кованый шов».
«Вприкреп» — тонкие золотые или серебряные нити накладывали на ткань и прикрепляли их к основе поперечные стежками цветного шелка.
«Шитьем на чеканное дело» — на ткань накладывали настил из толстого шнура или ниток и зашивали их золотыми нитями, так получались выпуклые и рельефные узоры, типа металлической чеканки.
«Кованный шов» — им создавались самые роскошные облачения. Это было сплошное покрытие ткани золотыми нитями.
Часто применяли в шитье жемчуг, так как на Руси издавна считали, что он способствует долголетию и благоденствию. В мастерских Кремля трудилось более 100 искусных вышивальщиц, а на Казенном дворе хранилось огромное количество жемчуга, которое привозили из Ирана, Индии, Феодосии и добывали в русских северных реках и озере Ильмень. Получив жемчуг, мастерицы высыпали его на черный бархат и сначала сортировали его по цвету, размеру, качеству и только потом прокалывали иглой и нашивали на ткань.
Жемчугом украшали парадное оплечье церковной одежды — фелони, жемчугом украшали саккос патриархов (ворот, рукава, подол). Из жемчуга делали пуговицы, его нашивали на сапожки, жемчугом украшали бармы — широкий воротник, который одевали поверх царского платья, воротник закрывал плечи и грудь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>