Шах — Джахан
Подвеска с портретом-камеей императора Шах-Джахана. Подлинная часть изготовлена из золота, украшена рубинами, обработанными в технике кундан, и камеей из агата ( многослойного, розоватого, желто-коричневого-белого цвета). Оборотная сторона изготовлена из серебра, гравирована и покрыта чернью.
Высота вместе с петлей 37 мм, диаметр 33 мм, толщина 8 мм.
Индия, шестое десятилетие XVII в., оборотная сторона — XIX в.
Агра — город, который богат великолепными здания в мавританском стиле: это и дворец шаха Джехангира с залом для аудиенции, и «жемчужная мечеть» Моти Масджид из прекрасного белого мрамора (оба здания находятся в «Красном форте Агры» крепости, построенной из красного песчанника), далее Джама Масджит ( до сих пор является действующей мечетью) и конечно же Тадж-Махал («сон из мрамора») — мавзолей для шаха Джахана и его супруги.
Шах Джахан провозгласил себя императором в Агре в 1628 году и сделал этот город своей столицей. Свое правление он начал с того, что убил собственного брата и тех своих многочисленных родственников, которые могли бы иметь права на престол. Однако он был справедлив к своим подданным, безупречен в частной жизни и слыл прекрасным финансистом. Именно при нем были воздвигнуты прекрасные архитектурные шедевры в Дели (великая мечеть и дворец) и Агре (мавзолей и мечеть).
«Жемчужная мечеть»
Почему мечеть получила название «жемчужной»? Сияние её куполов на солнце напоминает блеск жемчуга. Считается, что Шах-Джахан строил ее для своих приближенных, поэтому она так роскошна. Мечеть построена из белого мрамора, состоит из многочисленных проходов, поэтому всё кажется легким и воздушным. Правда крыша с куполами установлена на красных стенах из песчаника, но купола облицованы мрамором. Особенность мечети — она выстроена под небольшим наклоном.
На аукционе русского искусства Christie’s в 2014 году ушло с молотка за рекордную сумму, в 6,1 миллиона долларов, полотно Василия Васильевича Верещагина — «Жемчужная мечеть в Агре». Предварительно стоимость картины оценивалась в сумму от 1,6 до 2,5 миллионов долларов. «Жемчужная мечеть в Агре» стала самой дорогой картиной В. В. Верещагина, когда-либо выставлявшейся на торги. Продавцом картины выступил нью-йоркский Фонд художественного центра им. Фрэнсиса Лемана Лоуба в колледже им. Вассара, в коллекции которого находилось полотно.
Василий Васильевич Верещагин
В. В. Верещагин родился в 1842 году в дворянской семье, в Новгородской губернии. Детство провел в деревне, учился в Санкт-Петербургском Александровском корпусе, потом в морском кадетском корпусе. Рисовал с раннего детства. Серьезно начал заниматься живописью с 1858 года, когда еще учился в кадетском корпусе (посещал школу общества поощрения художеств ). В 1860 году поступил в академию художеств. В 1862 году получил малую серебряную медаль за эскиз на тему «Избиение Улиссом женихов Пенелопы». В академии он числился с 1861 по 1865 годы, но фактически он ее оставил в 1863 году. Основной принцип работ Верещагина — воспроизведение действительности, как она есть. Он много путешествует: посещает Индию и Тибет, Сирию и Палестину, отдалённые уголки России, Кубу, Филиппины, Японию. Увиденное в многочисленных путешествиях и стало основой нескольких циклов его картин. Несмотря на отступление от дворянских традиций, кадетское образование повлияло на творчество Верещагина. В первую очередь он известен как художник военных сцен, основная тема большинства его полотен — война. Первая серия военных картин написана 1871–1873 г. в результате двух его поездок в Среднюю Азию. «Туркестанская серия» — знаменитая картина этой серии «Апофеоз войны» — куча черепов, хищные птицы в небе и выжженная солнцем земля, Третьяковская галерея. В Туркестане он принимал участие в обороне Самарканда и получил георгиевский крест. Следующий цикл его работ — «Балканская серия». Верещагин принимал участие в русско-турецкой войне 1877-1878 годов. ( «Панихида по убитым», «На Шипке все спокойно»). С 80-х годов XIX в. художник живет в России. В 90-х годах он создает свою последнюю военную серию — «1812 год». Верещагин много раз устраивал свои выставки в Европе и Америке. Он погиб в 1904 году во время русско-японской войны при взрыве броненосца «Петропавловск» на рейде Порт-Артура.