Немного о выставке
В Государственном историческом музее в Москве с 09.07.2018 по 01.10.2018 проходила выставка «Жемчуг: сокровища морей и рек» из коллекции Музеев Катара. Пять лет назад, в 2013 году, первая такая выставка была показана в Лондоне в музее Виктории и Альберта, далее жемчуг и ювелирные изделия были представлены в Японии, Бразилии, Турции и Китае. Россия стала шестой по счету страной, где показана эта уникальная коллекция.
На выставке было представлено более ста предметов, пятьдесят из которых ранее никогда не выставлялись и были отобраны специально для показа в России. Выставка знакомит посетителей с историей добычи жемчуга, старинными ювелирными драгоценностями и изделиями всемирно известных фирм: Cartier, Garrard, Bulgari, Tiffany и Сhaumet.
Ювелирные изделия были помещены в специальные сейфы–витрины работы 19 века. Украшение находились под толщей стекла и бликующей охранной сигнализацией (что не позволило сделать четкие фото на смартфон).
У ювелирных украшений своя история, долгая и интересная жизнь.
1. Рубиновые губы

Сальватор Дали (1904–1989) — испанский живописец, график, скульптор, писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма и Гала ( Елена Дмитриевна Дьяконова 1894–1982)
Сальватор Дали и Гала были необыкновенной парой. Оба яркие, неординарные.
Впервые они встретились в 1929 году в Кадакесе (небольшой поселок в Каталонии), где в то время жил Дали. Молодой художник пригласил к себе своих друзей с женами. Гала на тот момент исполнилось 36 лет, она была замужем за Полем Элюаром и была старше Сальватора на 11 лет. Это была любовь с первого взгляда, по крайней мере с его стороны.
Молодой Сальватор был человек, что называется «с большими странностями» («с приветом»). Он рисовал абсолютно непонятные картины, был страшно застенчив и панически боялся женщин. Он был закомплексован, непрактичен, вызывающе одевался.
Гала стала его музой. Это она внушила ему, что он гений. Он рисовал, а она взвалила на свои плечи дом, она предлагала его картины галереям и своим состоятельным знакомым. Она сделала его великим и знаменитым.

Молодой Сальватор Дали. «Я понятия не имею, беден я или богат. Всем распоряжается жена. А для меня деньги — мистика»
Невозможно в двух словах описать творчество Сальватора Дали и любовь Гала с её постоянными изменами, ведь именно из-за её поведения Дали окончательно рассорится с отцом и сестрой.
В 1940 году, спасаясь от Второй мировой войны, пара переедет жить в США. В Штатах Дали много и плодотворно работает дизайнером, разрабатывая ювелирные изделия, одежду, мебель.
Именно в Штатах он создает свои сюрреалистические эскизы ювелирных украшений. В 1950-е годы Дали знакомится с аргентинцем Карлосом Алемани (с 1940-х годов Алемани изучал ювелирное дело в Нью-Йорке) и тот приступает к созданию ювелирных изделий по эскизам художника. Они сотрудничали до 1971 года. Всего было создано 37 необычных изделий.
Одним из таких украшений была брошь «Рубиновые губы с зубами как жемчуг», созданная в 1949 году. На эту брошь Дали вдохновила улыбка американской киноактрисы Мэй Уэст.

Брошь «Рубиновые губы с зубами как жемчуг», 1949 г. Карлос Алемани. Золото, рубины и культивированный жемчуг.
Брошь, представленная на выставке из коллекции Музеев Катара, сделана по эскизу Сальватора Дали его другом — ювелиром Генриком Кастоном, но в 1995 году в США.
Мне кажется, что губы созданные Карлосом Алемани более живые, а губы созданные Генриком Кастоном очень правильные, такие пухлые, современные … как силиконовые…

Брошь. Генрик Карстон. США. 1995 г. Золото, рубины, культивированный жемчуг. Коллекция Музеев Катара.
В любом случае эти два изделия — шедевры.
Всего Дали создал 39 эскизов дизайнерских украшений. 37 изделий были сделаны при жизни художника и два — после его смерти. Все украшения, рожденные сюрреалистическими фантазиями гения, можно увидеть в театре-музее в Фигерасе (Испания), в башне Галатеи, в отдельном выставочном зале.
2. Spondylus regius
Spondylus regius — этот вид ещё называют » колючей устрицей» (иногда — «хризантемой»). Филиппины. Коллекция Музеев Катара. Жемчужины моллюсков данного вида — очень большая редкость.
3. Многорядные ожерелья
Жемчуг собирали в водах Арабского (Персидского) залива в течение семи тысяч лет. Золотой век этого промысла пришелся на 1850-1920 годы, а в в тридцатые годы прошлого века, с появлением культивированного жемчуга, он пришел в упадок. Профессиональная добыча жемчуга осталась в прошлом.
На выставке были представлены экспонаты из частной коллекции Хуссейна Альфардана (Hussain Alfardan).

Ожерелье из пяти ниток природного жемчуга.
Катар, 2018 год. Жемчуг из Арабского (Персидского) залива.
Хуссейн Альфардан родился в купеческой семье в 1933 году, его отец был одним из самых известных торговцев жемчугом в Арабском заливе. Сын пошел по стопа отца и более того — расширил семейный бизнес. В 1954 году он открыл в Дохе небольшой ювелирный магазин. Прошло более 50 лет и семейный бизнес превратился в многомиллиардный конгломерат Alfardan Group Holding Co, который занимается торговлей автомобилями, недвижимостью, предоставляет банковские услуги. Сейчас Хуссейн Альфардан владеет крупнейшим в мире собранием природного жемчуга, которое составляет не менее 70% мирового запаса. Два многорядных ожерелья тому подтверждение. Такие ожерелья собираются даже не годами, а десятилетиями. Я даже не знаю какие эпитеты к ним подобрать. Слова «уникальные», «великолепные» — будут звучать банально, может быть — «сокровище»!
4. Бисерный природный жемчуг

Викторианский ларец венчальных драгоценностей с бисерным жемчугом. Британия 1890 г. Природный жемчуг, конский волос. Коллекция Музеев Катара.
То, что мы называем жемчужным бисером, англичане называют seed pearls (seed — семя). Такой жемчуг весит менее четверти зерна, а диаметр жемчужины должен быть в пределах 1-2 мм.
Украшения из мелкого жемчуга были особенно модными в викторианскую эпоху, настоящий бум пришёлся на 1840-1860 гг. Парюру из мелкого жемчуга считали подходящим подарком для невесты. Обычно такая парюра состояла из пары браслетов, броши, серёг, колье и кольца.
Подобный жемчуг гроздьями привозили из Китая и Индии, китайский жемчуг нанизывали на конский волос, а индийский на шелк.
Конечно же такая работа требовала особого мастерства и умения. В XIX веке это была сложная надомная работа, которую выполняли искусные швеи и мастера.
5. Ожерелье

Ожерелье. Предположительно Джайпур, Индия, ок. 1900 г. Природный жемчуг Арабского залива, изумруды и бриллианты. Из коллекции Музея Исламского искусства, коллекция Музеев Катара.
6. Ожерелье «Иней»

Ожерелье «Иней»
(«Frozen») Сэм То Дуонг Германия, 2010 г. Серебро, нити нейлона и китайский культивированный пресноводный жемчуг. Коллекция Музеев Катара.
Сэм То Дуонг (1969 г.) — вьетнамский художник, который живет в Пфорцхайме в Германии.
В 1973 году, когда было подписано Парижское мирное соглашение, по которому американские войска покидали Вьетнам, семья Сэма уезжала из родного города Бьен Хоа (Вьетнам). В тот момент ему было всего четырнадцать лет. Два его старших брата отправились в США, а пять младших детей оказались в Германии. Семья поселилась в Пфорцхайме, ювелирной столице Германии. Там он получил ювелирное образование и несколько лет работал в компании Wellendorff. В 2002 году он закончил учебу в университете Прикладных наук в Пфорцхайме и стал независимым дизайнером.
В 2010 году он выиграл престижную премию Герберта Хофмана за современные украшения.
Сэм То Дуонг создает свои ювелирные украшения из серебра и пластика, используя пресноводный жемчуг типа «рисового зерна» , янтарь, а может в качестве исходного материала взять пластиковые бутылки, шнурки или даже туалетную бумагу…
На создание ожерелья «Иней» («Frozen») мастера вдохновил иней на ветке фруктового дерева. В некоторых источниках сказано, что серия «Frozen» была его дипломной работой.
В период с 1999 по 2014 год художник был награжден престижными наградами, включая премию Рут Рейсерт Хафнер, премию Герберта Хофмана, Государственную премию имени Бадена-Вюртемберга и премию Фридриха Беккера в Дюссельдорфе от Gesellschaft fur Goldschmiedekunst.
7. Тибетские украшения
Головной убор тибетской девушки — природный жемчуг, кораллы, бирюза. Украшение увенчано янтарем. Долпо Тибет, до начала ХХ века.
Украшение передано Музеям Катара Александром Леукиным и Люком Хеймансом в 2014 г. Коллекция Музеев Катара
Тибетское нагрудное украшение — амулет с реликвией. Ладакх Индия, до начала ХХ века. Природный пресноводный жемчуг и бирюза.
Украшение передано Музеям Катара Александром Леукиным и Люком Хеймансом в 2014 г. Коллекция Музеев Катара
Тибетское головное украшение для знатной дамы. Дерево, войлок, агатовые бусы, нефритовые пластины, жемчуг. Украшение передано Музеям Катара Александром Леукиным и Люком Хеймансом в 2014 г. Коллекция Музеев Катара
8. Кольцо

Кольцо с жемчужиной диаметром 14,5 мм от ювелира Уильяма Рузера США, которое носила Элизабет Тейлор. Жемчуг Южного моря и бриллианты.
9. Ювелирные фирмы
Garrard
Тиара Ханны Ротшильд, дочери барона Майера де Ротшильда, после замужества —графини Розбери. Это украшение может трансформироваться в ожерелье. В 2011 году тиара была продана на аукционе Christie’s более, чем за 1,1 млн фунтов стерлингов.
Cartier

«Набор Тысячелетие» ожерелье и серьги. Париж. Франция. 2000 г. Музей Исламского искусства, коллекция Музеев Катара.
Набор изготовлен фирмой Сartier. Природный тихоокеанский жемчуг, изумруд , ограненный в Индии в XVII веке.
Tiffany
Пресноводный натуральный жемчуг из реки Миссисипи, бриллианты.
Chaumet

Тиара. Золото, серебро, бриллианты, тихоокеанский жемчуг. Chaumet. Париж, 1879. Тиара изготовлена по заказу Маркиза Керуартца. Ее можно носить также как ожерелье. Коллекция Музеев Катара
Koechert
Тиара изготовлена для эрцгерцогини Марии Валерии, дочери Императрицы Елизаветы Австрийской, известной в домашнем кругу как Сиси, которая была супругой Франца Иосифа I, императора Австрии.
Koechert — одна из старейших ювелирных фирм Австрии. Основана в 1814 году в Вене французом Эммануэлем Пиотом и Генрихом Кехертом. В 1831 году им было присвоено звание «Поставщики Императорского и Королевского дворов». В 1848 году Пиот ушел из бизнеса и Кехерт стал единоличным владельцем компании. В 1868 году Александр Кехерт, сын Генриха Кехерта, становится личным ювелиром императора, ему будет доверена забота о драгоценностях короны.
Знаменитые алмазные звезды для волос Сиси были также сделаны фирмой Koechert. В них императрица Елизавета Австрийская увековечена на портрете Франца Ксавера Винтерхальтера (1865).
После Первой мировой войны и краха монархии фирма продолжила свое существование, выжила она и после Второй мировой. До сегодняшнего дня — это все еще семейный бизнес (шестое поколение семьи).
10. Два ожерелья

Бруно да Роша. Португалия 2017 год. Китайский культивированный пресноводный жемчуг. Из частной коллекции.
11. Золотое ожерелье и подвеска

Марокко XVIII в. Природный жемчуг из Арабского залива, золото, изумруды и рубины. Коллекция Музеев Катара
Набор из еврейской общины в Северном Марокко. Подвеска в форме орла изготовлена из золота, изумрудов и рубинов.
12. Ожерелье в индийском стиле
Знаменитый Шелковый путь проходил через Бухару, где торговали пресноводным жемчугом.
13. Пара браслетов

Браслеты. Марокко XVIII век. Золото, природный жемчуг из Арабского (Персидского)залива, изумруды. Коллекция Музеев Катара
Золотые подвенечные украшения изготовлены для еврейской общины в Марокко.
14. Подвеска, броши

Подвеска с изображением Св.Георга на фоне пейзажа. Карло Джулиано. Британия. Ок.1870г. Коллекция Музеев Катара

Брошь в египетском стиле в форме скарабея. Карло и Артуро Джулиано. Лондон. Ок 1900г. Золото, жемчуг и изумруды.
Коллекция Музеев Катара
15. Ожерелье и браслет

Ожерелье (верх), браслет
Париж, Франция около 1870 г. Золото, камея и жемчуг. Коллекция Музеев Катара

Браслет с изображением змеи и льва, сражающихся за жемчужину. В битве побеждает лев.
Париж, около 1870 г. Золото и жемчуг. Коллекция Музеев Катара
Уведомление: Датская тиара